Две представительницы ромского народа из приднестровского региона стали общинными медиаторами

 

 

Бросив вызов предрассудкам и глубоко укоренившимся в обществе стереотипам, они стали на защиту прав  ромских женщин и детей. Во время пандемии мобилизовали общину для сбора гуманитарной помощи малообеспеченным семьям. Помогают людям с ограниченными возможностями в оформлении документов для получения социальных пособий или паспортов, содействуют в их трудоустройстве. 

Они являются активными членами общественной организации «Шатёр на Днестре» и Клуба ромских женщин. Недавно они стали первыми римскими общинными медиаторами на левом берегу Днестра.

 

Гражданская активистка и римский общинный медиатор из Слободзеи

Раисе Думенюк 57 лет, она живет со своей большой семьей в городе Слободзея, на левом берегу Днестра. Встречает нас у ворот, как это принято, и гостеприимно ведет в дом. По дороге рассказывает, что воспитала троих сыновей, один из них закончил юридический факультет в Кишиневе. В свободное от дел время нянчит внуков. «Моя мать родилась в таборе, была безграмотная, но всю жизнь мечтала, чтобы её дети учились. Я закончила восемь классов в советской школе, но не доучилась, поскольку должна была ухаживать за младшим братом. Я всех поддерживала в желании идти учиться. Не хочу, чтобы на моих детей и внуков показывали пальцем. Хотелось, чтобы их жизнь проходила в каком-нибудь офисе».       

Раиса уже три года рассказывает в своей общине о правах человека и убеждает ромов отстаивать их. «Я начала сотрудничать с организацией «Шатёр на Днестре» до её регистрации, когда ещё не было офиса, никого не было, только я и Георгий Васильевич Дамаскин (глава ромской общины на левом берегу Днестра). Потом уже к нам присоединились остальные коллеги». Недавно она приняла участие в конкурсе по отбору римских общинных медиаторов на левом берегу Днестра, который был организован при поддержке Управления ООН по правам человека (УВКПЧ) в партнерстве с организацией «Шатёр на Днестре», и её кандидатуру выбрали.

 

 Сделала так, чтобы ее голос был услышан,  и теперь её воспринимают как местную «бароншу» 

К  общественной деятельности женщины относятся с большим уважением и воспринимают, как местную «бароншу». «Мой муж всегда со мной и не ревнует к моей работе. Мы современная семья», - говорит Раиса.

Она решила продвигать права ромов потому, что многие не знают свои права, не знают, куда обратиться, как написать заявление или как попросить помощи у местных властей. «В последнее время многие звонят мне, чтобы помочь им. Некоторые спрашивают, к какому врачу обратиться. Я помогла малообеспеченным семьям обратиться в мэрию с просьбой о предоставлении им дров, надеюсь, что они их получат. В округе у меня 200 человек. Ко всем иду, помогаю, ругаю, чтобы навели чистоту», - заключает Раиса.

Клуб ромских женщин, впервые в приднестровском регионе

Раиса провела первый Клуб римских женщин в приднестровском регионе. После этого были организованы ещё два клуба, в среднем в них участвовали 20 женщин. «Мы разговаривали, делились опытом, своими проблемами, даже кулинарными рецептами. У наших женщин много проблем, они не знают свои права, даже как встать на учёт в женскую консультацию, как получить пособия по уходу за детьми, как встать на учёт на бирже труда. Я многим помогаю с оформлением документов, за свой счёт везу их в Тирасполь». 

Одна из основных проблем ромских женщин - это трудоустройство, усугубляемое стигмой. «Нам негде устроить наших женщин на работу, большинство из них сейчас работают на полях. А в холодное время сидят на бирже, в селах нет работы. Получают по 300 приднестровских рублей (18,5 USD), а если нет стажа, пособие ещё меньше. Они не грамотные, и им даже не предлагают работу. Просто отмечают на бирже труда и всё. Я хочу, чтобы на нас смотрели, как на всех. Во всех нациях есть и хорошие и плохие люди, а видят  ромов только плохими».

Однако ромские женщины находят ресурсы на образование своих детей из тех малых средств, что они с трудом зарабатывают: «Наши женщины живут очень бедно, но что меня удивило, так это то, что хотя они участвуют только в сезонных работах, но у них все дети учатся. В селе Чобручи была у одной семьи. Так у них дом разваливается, а дети высшее образование получают. Вот как она смогла оплачивать учебу, работая только в сезон?…», - говорит Раиса. 

Некоторых пандемия привела на грань нищеты и отчаяния

Во время пандемии ещё больше людей стучались в ворота Раисы: «Бедные семьи чуть ли не умирали с голоду. Большинство ромов живут каждодневным заработком. Они торгуют на базаре, собирают металлолом, а когда ввели карантин, они остались без куска хлеба. Сейчас, когда ограничения ослабли, женщины работают на полях. Они все работают, потому что знают,  что скоро зима, а зима для них  - смерть». 

В то время Раиса начала собирать помощь наиболее нуждающимся семьям - продукты питания, одежду, предметы гигиены. Она обратилась в местную сеть магазинов, которая по праздникам проводила благотворительные акции, искала в собственной кладовке или просила коллег из организации протянуть руку помощи, а также несколько раз обращалась на Линию Добра. "Когда я видела их такими несчастными и беспомощными, моё сердце разрывалось. Особенно больно было видеть голодных детей на импровизированной кровати из кирпичей и старой одежды в разрушенном пожаром доме, или пожилых людей с ограниченными возможностями, которые лежали в одиночестве. Или беременную женщину в лачуге, которая вот-вот упадет, без воды и каких-либо элементарных условий для жизни. Трудно сделать выбор среди нуждающихся - кому помочь первому, а кому через неделю».

Когда этническая принадлежность не бремя

Василиса Автутова, коллега Раисы, ожидала нас у ворот, когда мы подъехали к её дому в селе Гыска, на левом берегу Днестра. Нас встретила молодая, энергичная женщина, которой и не дать 60 лет. Она рассказала, что окончила советскую школу, потом работала контролёром-кассиром, затем училась в медучилище. «В нашей семье все работают. Я начала работать сразу после окончания школы, на фабрике. Подумала, что если выйду замуж за кого-то из села, придётся работать в поле. Не захотела и пошла учиться».

Своих двоих детей она всегда поддерживала в учёбе: «Я всегда помогала своим детям учиться и делать карьеру. Дочь окончила педагогический колледж, затем поступила в Тираспольский университет, сейчас воспитывает троих детей. Сын работает прорабом на стройке».

В 2018 году вступила в общественную организацию «Шатёр на Днестре». Её первый проект был связан с обучением языку ромов. Сейчас Василиса руководит женским крылом организации. Активно продвигает повестку прав римских женщин в отношениях с местными властями, помогает ромам в получении социальных пособий, в приобретении специального оборудования для людей с ограниченными возможностями.

«У нас сейчас два рома с ограниченными возможностями, которые не могут выйти из квартиры, потому что живут в многоэтажных домах. Один из них живет на третьем этаже и пять лет не выходил из дома. Мы ему помогли достать коляску с приспособлениями для передвижения по лестницам. До этого ему помогли с оформлением степени ограничения возможностей. Другому ЛОВ приобрели слуховой аппарат из Кишинева. Позвонила на Линию Добра, чтобы собрать деньги на этот аппарат, и люди отозвались, помогли. Через несколько дней мы купили этот аппарат. Я очень рада, что могу кому-то помогать». 

Ромским женщинам сложно найти работу, особенно если они носят традиционную одежду

Василиса, как и Раиса, считает, что ромской женщине сложнее всего устроиться на работу. «В моём случае не было сложно, но вообще для ромской женщин это проблема. Особенно, если женщина идёт трудоустраиваться в традиционной одежде и по ней сразу видно, что она рома - либо прямо отказывают, либо просят телефон, чтобы перезвонить, но в итоге не перезванивают или говорят, что уже нашли работника. У нас был случай с одной женщиной, которая  хотела устроиться дворником в ЖКХ. Но ей дали понять, что раздевалка общая,  и она может что-то украсть, и не приняли». 

Также были случаи дискриминации и мужчин на работе. Типичный случай, это когда работодатель случайно узнаёт, что его работник принадлежит к ромской общине, и увольняет его. В таких ситуациях активистки вместе с юристом организации собирают все необходимые доказательства и обращаются в суд. Бывает, что они записывают инцидент дискриминации на свои мобильные телефоны и представляют доказательства в процессе разбирательства или местным властям.

Раиса и Василиса также рассказали, что иногда они сталкиваются с дискриминационным отношением, когда обращаются в различные учреждения для получения документов для ромов или установления степени ограничения возможностей для получения социальных пособий. В беседе с чиновниками они ссылаются на ряд положений, которые гарантируют права ромов, и убеждают их в том, что нарушение повлечет за собой ответственность.

Недоверие - корень проблем

По мнению Василисы, одна из наиболее актуальных проблем ромов в регионе - это недоверие общества к ним и даже недоверие внутри общины. «Когда люди видят, что мы что-то делаем, а не просто говорим, отношение меняется. Вот, например, мы многим помогаем делать документы. Некоторые боятся, что мы воспользуемся их данными для разных махинаций, для получения кредита. Но когда видят, что мы добросовестные, то доверяют».  

Василиса и Раиса считают, что Совместная программа ООН «Поддержка прав человека на обоих берегах Днестра», реализуемая при финансовой поддержке Швеции, повлияла на улучшение ситуации в области соблюдения прав человека на левом берегу Днестра. 

Благодаря гранту ПРООН, они улучшили свои навыки работы на компьютере, им была оказана помощь в организации Клуба римских женщин. Теперь организация готова к пилотированию института римских общинных медиаторов в приднестровском регионе по модели, внедряемой на правом берегу. Было выбрано 7 римских медиаторов, которые будут работать в 6 населенных пунктах, из них 2 женщины - это Раиса и Василиса. Все медиаторы пройдут обучение и начнут свою деятельность в сентябре 2021 года.

«Я почувствовала изменения на себе. Если я иду в какое-то учреждения, чтобы помочь рому в случае нарушения его прав и представляюсь, как обычный человек, могут проигнорировать, а как только представляюсь членом организации «Шатёр на Днестре», отношение чиновников сразу меняется»,  -утверждает Василиса.  

Волонтёрство забирает у Василисы и Раисы много сил, но активистки продолжают поддерживать свою общину и не жалеют энергии на то, чтобы у ромов были равные возможности для достойной жизни, и чтобы их права соблюдались.

Согласно исследованию, проведенному в 2018 году организацией «Шатёр на Днестре», при поддержке Совместной программы ООН «Поддержка прав человека на обоих берегах Днестра», на левом берегу проживают 7500 ромов.

 

Текст: Николета Пэдурец, ПРООН в Молдове

Фото: Ион Буга, ПРООН в Молдове